Драма Калидасы "Сакунтала"

ссмотрим драму "Сакунтала"- самая знаменитая драма Калидасы. И древняя традиция, и современная литературная критика рассматривают ее как вершину творчества поэта, как наилучшее произведение древнеиндийской драматургии в целом. Некоторые исследователи считают эту драму последним сочинением Калидасы.

В качестве материала взята драма Калидасы в переводе К.Бальмонта. Драма состоит из семи частей. Первые четыре действия происходят в Лесной пустыни, пятое и шестое - в царском дворце, седьмое - на небесной горе. Время, протекающее за все семь действий, семь лет. В драме участвует около 30 персонажей.

В "Сакунтале" Калидасы использован древний миф, в виде законченного повествования встречающийся впервые в "Махабхарате", но упоминаемый уже в брахманах. В мифе царь Душианта, охотясь в лесу, попадает в обитель отшельника Канвы, вступает в связь с его воспитанницей, а затем уезжает. Когда Сакунтала с шестилетним уже сыном является к Душианте, он отказывается от нее, и она в гневе бросив ему ребенка, уходит. Однако голос свыше приказывает Душианте признать жену и сына, и он возвращает Сакунталу, объясняя, что хотел только испытать ее.

Сохраняя основные события мифа, Калидаса в то же время совершенно иначе строит разлуку героев, вводя в драму мотив проклятия и потерянного кольца. Уезжая из обители в столицу, куда его призывают обязанности государя, и не имея возможности взять с собой Сакунталу без согласия ее приемного отца, который находится в отсутствии, Душианта оставляет на память Сакунтале кольцо с печатью. Не успевает он удалиться, как в обители появляется знаменитый аскет Дурвасас. Сакунтала, занятая грустными мыслями об уехавшем царе, не замечает его прихода, и он в гневе проклинает ее за то, что она нарушила обычай гостеприимства: царь забудет ее, как она забыла о своих обязанностях хозяйки, и вспомнит, только когда увидит кольцо.

Итак - Душианта забывает Сакунталу, забывает сразу, начиная с этого момента. И когда отшельники приводят к нему Сакунталу, происходит непоправимое - он не узнает ее, тем более что кольца на ней нет, она его потеряла. Апсары уносят Сакунталу из дворца, и только спустя долгое время найденное рыбаком кольцо возвращает царю память, а с ней и горестное раскаяние.

Проклятие, введенное Калидасой в сюжет мифа, коренным образом меняет соотношение и смысл событий. Мотив этот заимствован из эпоса. В эпосе ("Махабхарате") все непредвиденное, неожиданное, необъяснимое, включая перерождения и смерть, мотивируется обычно проклятиями мудрецов-аскетов. Проклятия эти имеют власть даже над богами и в этой своей функции непреложной силы, царящей над всем и определяющей ход событий, оказываются эквивалентными самой судьбе. Но, как мне кажется, неверно представлять поведение Душианты, как это делают некоторые исследователи, следствием оскорбленного самолюбия и мстительности. Героев "Сакунталы" разлучает не равнодушие царя, не измена, но нечто, стоящее над ними и обрушивающееся на них, как незаслуженная кара. Отшельник Дурвасас осуществляет закон кармы. Вероятно, что Сакунтала или Душианта в одной из своих прошлых жизней сделали что-то недостойное, и поэтому проявился в полной мере закон кармы - Закон Воздаяния - Закон причины и следствия, или Нравственная Причинность. Существует Карма заслуги и Карма недостатка. Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто один Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать, слепо направляющий все другие законы, производящие определенные результаты по линиям их соответствующих причинностей.

Царь после того, как память вернулась к нему, мучается, правда, раскаянием, но в этом раскаянии много жалоб на несправедливость судьбы, на кольцо, которое так "подвело" его, соскользнув с руки Сакунталы. Однако нет ни в чем вины царя, а потому его не мучают угрызения совести. В последнем акте устами божественного мудреца Касиапы, объясняющего происшедшее, вина с царя торжественно снимается, и оба они - и Душианта и Сакунтала - счастливы этим. Отсутствие напряженности в осознании героями своей вины лишает драму трагического звучания, и в результате она оказывается ближе к мелодраме, чем к трагедии. В этом и заключается основное отличие индийской классической драмы от европейской: здесь нет конфликта в европейском понимании этого слова. Согласно индийским представлениям, вся судьба человека предопределена, а потому роптать на несправедливость ее бесполезно. Потому же и столь необычен финал драмы - заключительные слова Душианты. В своей молитве он выражает надежду, что он больше не родится.

Если рассматривать драму "Сакунтала" с точки зрения разбора ее в целях выявления культурных особенностей Древней Индии, то можно найти чрезвычайное множество упоминаний обрядов, обычаев и других культурных традиций этой страны. Например, в самом начале драмы "Сакунтала" царь Душианта обеспокоен происхождением его любимой, ведь если бы она не была той же варны, что и он, то связь их была бы невозможной и незаконной. Нельзя было сочетаться браком людям, принадлежащим к разным варнам. Конечно, допускался брак мужчины с женщиной более низкой варны, но такой брак не считался добродетельным.

Так что же такое варны ? Все люди (кроме рабов, которых не считали за людей) в древней Индии делились на четыре сословия, имевших кастовый характер: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Первые две составляли древнеиндийскую аристократию, вайшьи были полноправными свободными общинниками, шудры были низшей неполноправной общественной группой. Традиционным занятием брахманов было исполнение жреческих функций, кшатриев - военное дело, вайшьев - земледелие, скотоводство, торговля, шудр - работа на три высших варны (услужение, ремесло, наемный труд).

Coffos ru - получить в аренду кофемашину в офис бесплатно.;На http://www.ardey.ru bosny.

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (18)



Статьи