БУДДИЙСКИЙ ПАНТЕОН

Согласно источникам, Будда недвусмысленно признавал существование богов: "Боги существуют, это факт, который я признаю, во всем мире в этом все единодушны". Богов следовало почитать ублажать, всеми возможными средствами располагать к себе. В пантеон древнего буддизма входили боги прежних религий Индии. Здесь большое количество традиционных, известных по ведической литературе, имен индийских богов, например, царь якшей Кубера - бог богатства, хранитель сокровищ Индры, один из охранителей мира. Фигурируют и охранители других сторон света, правда, с некоторыми изменениями в сравнение с индуистской мифологией: в качестве остальных трех стражей вместо Индры, Ямы и варуны в буддизме выступают Дхритараштра, Вирудхака и Вирупакша. Отметим еще бога Шакру, владыку горы Меру, и обитающих в его мире десять божественных троиц. Шакра это доброе и справедливое существо, которое иногда проявляет признаки вполне человеческие - трусость, жадность и простодушие, граничащее с грубостью. Значение Шакры в буддийском пантеоне подчеркивается тем, что именно в его небесной сфере находится Судхарма - зал заседаний богов (т.е. на вершине горы). Собираются боги здесь каждый восьмой день лунного месяца и по случаю ранних празднеств и торжеств. Там они выслушивают определенное количество проповедей и поучений, помимо настоящих богов, благих добрых в отношении человека, буддизм знает и сонм злых богов - асуров, демонов, доставляющие людям неприятности и хлопоты. Под горой Меру обитают, по преданиям буддийской мифологии, постоянно враждующие с богами демоны асуры. Кроме них упоминаются, еще наги - полузмеи - полулюди - и преты.




Статьи