АБСОЛЮТНЫЕ БУДДЫ

Прежде чем перейти к рассмотрению буддийского пантеона во всем его многообразии, следует еще раз подчеркнуть, что мы имеем дело не с собранием богов в собственном смысле этого слова, что для образованного буддиста все эти бесчисленные образы суть не что иное, как персонификация философских и мистических понятий, душевных и психологических состояний человека и т.п. Назначение этих изображений – быть объектом не молитвы, а медитации (что, разумеется, не мешает превращению сложной философской системы в обыкновенное язычество в среде неграмотных кочевников).

Высшим философским понятием является Абсолютная Природа Будды, возможность Просветления как таковая, что персонифицируется в образе Адибудды, “Изначального будды”, о котором говорят, что он соединяет в себе духовную силу будд, богов и бодхисаттв. Его главный атрибут – ваджра, символ Просветления, мгновенного озарения, подобного удару молнии. На ритуальных диаграммах – мандалах – изображение Адибудды может быть заменено ваджрой. Другой его атрибут – колокольчик, символизирующий мудрость, имманентно пребывающую в мире, сверхзнание “праджня”, достигаемое не логически, а интуитивно, в состоянии озарения.

В различных школах буддизма Адибудда обозначается различными именами: в большинстве тибетских – Ваджрадхара (“Держащий ваджру”), Ваджрасаттва (“Алмазная сущность”); в древнейшей тибетской школе ньингмапа – он будда Самантабхадра; в японской секте Сингон – Вайрочана. Цвет тела Адибудды в любой ипостаси символизирует абсолют: это либо синий – пришедший из Индии цвет тела небожителя, либо белый, являющийся соединением всех цветов.

Будда трансцендентной мудрости Ваджрадхара изображен в облачении бодхисаттвы, пять лепестков его короны обозначают пять дхьяни-будд. Его руки скрещены перед грудью, в правой он держит ваджру, в левой – колокольчик. Следует отметить, что иконография Ваджрадхары и Ваджрасаттвы отражает изначальную общечеловеческую связь правой руки с мужским началом, а левой – с женским.

Ваджрасаттва изображается держащим ваджру правой рукой на уровне сердца, колокольчик – левой у бедра. Краткая мантра Ваджрасаттвы: ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ.

Мы приводим один из текстов практики Ваджрасаттвы, позволяющий очистить себя от невольно совершенных проступков. Разумеется, это не означает, что Ваджрасаттва как личность дарует очищение. Напротив: если путь к Просветлению - это путь структуризации нашей личности, то проступок - это большее или меньшее разрушение структуры, а практика - способ, которым мы сами можем восстановить порушенное.

 

 

<Представляя таким образом, произносите двадцать один раз стослоговую мантру Ваджрасаттвы>

 

 

<Затем с твердой решимостью впредь никогда не совершать дурных поступков произнесите>

 

 

<посвящение заслуг>

 

 

Дхьяни-будды, то есть трансцендентные будды созерцания, равно как и ипостаси Адибудды, не являются буддами в том смысле, какой это слово имело изначально: человек, достигший Просветления. Все они – это воплощение высших космических принципов, из которых эманируют идамы, земные будды, бодхисаттвы и т. д. Ю.Н. Рерих был первым в западноевропейской науке, кто четко сформулировал этот принцип. Его схемы дхьяни-будд и их эманаций вошли в настоящее время во все основные справочники по тибетскому буддизму.

Дхьяни-будды вечно пребывают в медитации, они никогда не были бодхисаттвами. Дхьяни-будды соотносятся с пятью элементами (скрт. skandha) и пятью чувствами. Согласно системе Калачакры, пять будд созерцания эманировали из Адибудды, Изначального Будды в этой системе.

На картинах будды созерцания обычно изображаются одетыми в монашеский плащ, лишенными каких-либо украшений. Иногда они представлены со своими шакти, то есть женскими ипостасями. Когда они представлены в такой форме, то на них диадемы и обычное облачение бодхисаттвы.

земные будды будды созерцания бодхисаттвы созерцания богини

(манушибудды) (дхьяни-будды) (дхьяни-бодхисаттвы)

1. Кракуччханда Вайрочана Самантабхадра Ваджрадхатвишвари

2. Канакамуни Акшобхъя Ваджрапани Лочана

3. Кашьяпа Ратнасамбхава Ратнапани Мамаки

4. Шакьямуни Амитабха Авалокитешвара Пандаравасини

5. Майтрейя Амогхасиддхи Вишвапани Тара

 

 

Будды созерцания

Перевод

цвет

мудра

Сторона света

Стихия

Ездовое животное

Вайрочана

Сияющий

белый

поучения

центр

пространство

лев

Акшобхъя

Невозмутимый

синий

касания земли

восток

воздух

слон

Ратнасамбхава

Тот, из которого возникают драгоценности

 

желтый

щедрости

юг

огонь

конь

Амитабха

Неизмеримый свет

красный

медитации

запад

земля

лебедь

Амогхасиддхи

Безошибочно удачливый

зеленый

бесстрашия

север

вода

гаруда

 

 

 

Пусть добродетелью этой я, быстро

Реализовав Ваджрасаттву,

Всех, без исключения, скитальцев

Приведу в его чистую землю!

 

Я по невежеству и недомыслию

Нарушал и не соблюдал самаи.

О Гуру-Покровитель, спаси!

О Владыка, держащий ваджру,

Обладающий сущностью великого сострадания,

Вождь скитальцев, в тебе я ищу Прибежище!

Из уст Ваджрасаттвы: “Благородный сын! Все твои проступки-загрязнения и нарушения самаи очистились и исправились!”

Провозгласив это, Ваджрасаттва растворяется во мне, и мои “трое врат” становятся неотделимы от Его тела, речи и ума.

 

ОМ БЕДЗР САТУА САМАЯ, МАНУ ПАЛАЯ, БЕДЗР САТУА ТУЕНОПА ТИСТА,

ДРИДХО МЕ БХАВА, СУТО ШЬЁ МЕ БХАВА, СУПО ШЬЕ МЕ БХАВА,

АНУ РАКТО МЕ БХАВА, САРВА СИДДХИ ММЕ ПРАЯЗЦА,

САРВА КАРМА СУЦАМЕ, ЦИТТАМ ШРИ-ЯМ КУРУ ХУНГ, ХА-ХА-ХА-ХА ХО:

БХАГАВАН САРВА ТАТХАГАТА, БЕДЗР МАМЕ МУНЦА,

БЕДЗРИ БХАВА, МАХА САМАЯ САТУА А: ХУНГ ПЕТ.

 

Обращаюсь к Прибежищу в Трех Драгоценностях.

Всех живых существ освобождая,

Я приведу их в страну Пробуждения.

Бодхичитту истинно взращу!

На моей макушке ПАМ – лотос и А – лунный диск, на нем ХУНГ – пятиконечная белая ваджра, отмеченная в середине слогом ХУНГ. От него исходят лучи, совершают два действа, собираются и преображаются в Ваджрасаттву белого цвета с одним ликом и двумя руками, держащего ваджру и колокольчик, восседающего в позе ваджрасана. Его обнимает супруга Ваджрагарви белого цвета с одним ликом и двумя руками, держащая григуг и габалу. И оба убраны в шелка и различные драгоценные украшения. Супруг восседает, скрестив ноги в ваджрасане, у Него в сердце на лунном диске – белый слог ХУНГ.

От него исходят лучи света, приглашают себе подобных Джнянасаттв. Самайясаттвы и Джнянасаттвы, сливаясь, становятся недвойственными. И вновь, испустив из сердечного ХУНГ лучи, приглашают Абхишекасаттв. “Прошу всех Татхагат даровать ему явное посвящение!” – в ответ на эту просьбу Они, взяв сосуд, наполненный нектаром изначального зрения, посвящают со словами: “ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКАТА САМАЯ ШРИ Е А: ХУНГ”. Тело наполняется нектаром мудрости, Акшобхья украшает голову.

“Бхагаван Ваджрасаттва! Молю: очисти и исправь все поступки-загрязнения нарушения самаи, мои и всех живых существ!”

В ответ на эту просьбу из сердечного слога ХУНГ испускаются лучи света, очищая поступки-загрязнения всех живых существ, совершают подношения, радующие будд вместе с их сыновьями. Все достоинства их тела, речи и ума собираются в виде света и растворяются в слоге ХУНГ. От этого Он исполняется совершенного величия и могущества.




Статьи