БУДДИЗМ МАХАЯНЫ

Термин "махаяна" был впервые применен Ашвагхошей в его "Рассуждении о пробуждении веры в махаяне". Основа учения махаяны ("Великая колесница", большая колесница, широкий путь)- одно из основных направлений буддизма, также называемое северным буддизмом, последователи которого стали отличать себя от приверженцев хинаяны. Начало ее формирования как самостоятельного направления относиться к I в. до н.э. - I в. н.э., когда появляются первые махаянские сутры: тексты праджня-парамиты.

В отличие от хинаянистов, махаянисты называли свое учение "широким путем", подчеркивая широту трактовки идеи спасения и широкий охват приверженцев буддийского учения. Главным идеологом махаяны стал Нагарджуна, живший в середине или во второй половине II в. н.э., дело продолжил его младший современник Арьядева. Нет оснований, считать махаяну чем-то совершенно новым, разрывающим преемственность с хинаяной. Она представляет собой второй этап развития той религии, первым этапом которой была хинаяна. Содержание махаяны не ограничивалось, однако, материалом, взятым из первоначального хинаянистского ядра. Везде, где она находила распространение, ей приходилось приспосабливаться к верованиям и культам, бытовавшим среди коренного населения, что влекло за собой заимствование местных мифологических сюжетов и элементов культа, вплоть до обогащения пантеона за счет местных богов и демонов. Буддийское учение о перевоплощениях Будды открывало возможность неограниченного расширение пантеона при помощи присоединения к нему местных богов, объявлявшихся очередными авторами Будды. Такая судьба постигла, в частности, ряд вишнуитских и шиваитских богов. Оказались Буддами и Ганеша, Шива, Вишну, появились богини Тара и др.

Одним из важных в доктрине махаяны является учение о бодхисаттве, основанный на бодхичитте (устремление к пробуждению) Бодхисаттва - существо, обладающее способностью стать Буддой, приближающееся к достижению нирваны, но из великого сострадания к другим существам и всему миру отказывающееся вступать в нирвану. В махаяне бодхисаттва заменяет хинаянистский идеал - достижения архатства. Если по учению хинаянистов нирваны могли достичь только монахи, то согласно махаяне, высшее спасание было доступно и мирянам. В махаяне постепенно развивался культ многочисленных Бодхисаттв, наиболее почитаемыми из которых Авалокитешвара (символ великого сострадания), Маньджушри (олицетворение мудрости), Тара (проявление великого милосердия) и другие. Культ бодхисаттв и образ бодхисаттв является одной из важнейших сущностных черт махаянского буддизма

Совершенно иной была в махаяне трактовка образа основателя учения Будды и самого понятия "будда". Если в хинаяне Будда была реальным историческим лицом, указывающим верующим путь и способы "спасения", то в махаяне он рассматривался как всевышнее абсолютное существо, как первооснова всего микрокосмоса, пробритая тем самым особое метафизическое и религиозное содержание. Каждое живое существо потенциально может стать Буддой, потому что в нем содержится определенная частица сущности Будды (буддхата).

В отличие от южного буддизма, или Тхеравады (хинаяна), для махаяны характерен пышный культ, чин богослужений. Изменился и уклад жизни духовенства. Уходит в прошлое аскетизм всего образа жизни, в частности аскетизм пищи и одежды. Монахи употребляют в пищу жирную баранину, оставив принцип ахимсы для теории; вместо балахона они уже носят нарядные и богатые рясы из дорогой ткани. На смену пещерам и мастным убежищам явились огромные, прекрасной архитектуры монастыри, в которых обитатели отправляют культ и изучают священные книги. Ярким образом такого монастыря была Наланда, остатки которой сохранились до сих пор. В монастырях изучались священные книги, их там и сочиняли. Махаяна в огромных количествах приумножила литературу буддизма. Типитака не была отвергнута ею, но она вошла в огромное число махаянистских книг не как завершенный канон, а в различных сочетаниях с новыми богословскими трудами, махаянистские произведения были написаны на санскрите (классический литературный язык др. Индии), а в дальнейшем переведены на тибетский и китайские языки, в каковых переводах в основном и дошли до нашего времени.




Статьи