МАЙТРЕЙЯ

Майтрейя – единственный бодхисаттва, которого признают все без исключения направления буддизма. Будда Грядущего рассматривается и как бодхисаттва (в сутрах), и как будда (в тантрах). Уже в Дигха-никае (III, 76) о нем говорится как о будущем будде, преемнике Шакьямуни. В одном из разделов Лалита-вистары (V, 39) говорится, что Просветленный, прежде чем снизойти на землю с небес Тушита, чтобы стать Буддой, указал на бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника и возложил на его голову свою диадему бодхисаттвы. Применительно к Майтрейе используются оба значения слова “бодхисаттва” – и "будущий будда", и "личность, давшая обет служения человечеству". Майтрейя – единственный в тибетском пантеоне, кто изображается равноправно и как будда и как бодхисаттва.

Согласно легендам, в одном из прошлых перевоплощений он встретил Шакьямуни, который стал его учителем. Позднее, когда он медитировал на образе Учителя, ученики Майтрейи увидели ступу Просветления на его макушке. Поэтому Майтрейя изображается со ступой на голове.

Майтрейя продолжал заботиться о людях в течение многих жизней, помогая им везде, и наконец достиг высшей ступени пути бодхисаттвы. Будда Ратнагарбха принял у него обет бодхисаттвы и предсказал, что он станет буддой.

Майтрейя родится на земле, когда люди будут жить более восьмидесяти тысяч лет. Он родится в семье брахмана, проведет в миру двадцать тысяч лет, а затем достигнет Просветления под деревом нага в окружении 4080 учеников. Говорится, что это дерево вырастет на высоту тысячи миль и раскинется вширь на двенадцать миль и все будет покрыто прекрасными листьями и плодами. (Цветы дерева нага часто входят в иконографию Майтрейи.)

В настоящее время бодхисаттва пребывает на небе Тушита, где его спутниками являются бодхисаттвы Манджушригарбха и Акашавимала, которые в земной жизни были Цонкхапой и Атишей. Столь тесная связь Бодхисаттвы с этими учителями объясняется тем, что сначала в Атише, а потом в Цонкхапе сливаются два духовных потока, идущие от Будды Шакьямуни – “широкая действенная традиция”, воплощенная в Майтрейе, и “глубокая созерцательная традиция”, воплощенная в Манджушри.

Тибетцы верят, что если художник создает скульптурные или живописные изображения Майтрейи и читает его мантру, то он переродится на небе Тушита.

Фа-сянь, китайский путешественник V века, излагает легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится в тайне до тех пор, пока Майтрейя не придет воплощенным. По другим легендам, в горе недалеко от Бодхигайя покоится тело Кашьяпы, который хранит монашеские одежды Будды. Когда Майтрейя явится в мир, он чудесным образом расколет гору и получит от мудреца одежды последнего будды.

Изображения бодхисаттвы Майтрейи, высеченные на скалах, часто встречаются в Западном Тибете и на перевалах северо-западных гор, ведущих к великим караванным путям Средней Азии.

Самый ранний храм Майтрейи в Тибете был построен Сронгценом Гампо в VII веке, в этом храме находилась каменная статуя Будды Грядущего, варварски поврежденная в 1966 году. В XI веке был сооружен храм Ронгбьямчен, где находилась огромная бронзовая статуя Майтрейи. В 1915 году IV Панчен-лама возвел храм Майтрейи в Таши-Лунпо, в котором и по сей день стоит большая позолоченная статуя Бодхисаттвы.

Прежде чем переходить к описанию картин нашей коллекции, мы позволим себе дать абрис иконографии Бодхисаттвы в ее основных формах.

“Красота Майтрейи не поддается описанию, его чудный голос нежен и чист”, – говорится о нем. Его основная поза рук – дхармачакра-правартана мудра. Его основные атрибуты – Колесо Закона, ступа и сосуд в виде чайника с носиком (кундика), символизирующий его будущее рождение в семье брахмана. Обычно атрибуты располагаются на лотосах и цветах нага по бокам Бодхисаттвы.

Наиболее популярная поза Майтрейи – бхадрасана (“поза благой воли”) со спущенными с трона ногами; реже он изображается сидящим в падмасане (“позе лотоса”) или стоящим. Единичны изображения Майтрейи в лалитасане – с приспущенной правой ногой.

Сочетание этих иконографических признаков мало связано с тем, как изображен Майтрейя – как будда или как бодхисаттва. Так, в своей статье, посвященной иконографии Майтрейи, проф. С.Ф. Ольденбург приводит следующие варианты (ил. 15):

Майтрейя как будда в бхадрасане или падмасане с лотосами и без них;

Майтрейя как бодхисаттва в бхадрасане с атрибутами на лотосах;

Майтрейя как бодхисаттва в падмасане, правая рука в позе проповеди (дхармадешана-мудра – большой и указательный пальцы соединены), левая – в позе созерцания (дхьяни-мудра), держит чашу; у плеч – лотосы с атрибутами;

Майтрейя как бодхисаттва, стоящий, правая рука в дхармадешана-мудре, левая – опущена, держит лотосы с атрибутами;

Майтрейя в тантрической форме – трехликий, четырехрукий, лалитасана; две руки в дхармачакра-правартана-мудре, правая нижняя в варада-мудре (щедрости), левой держит лотос;

а также редкие формы.

Майтрейя на небе Тушита.

В пространстве свитка парит золотой круг, окантованный по краям радугой. Радуга – это символ пути в небесные миры, входа или моста в райские земли. Радугой иногда окружается сияние будд или бодхисаттв, однако в иконографии Майтрейи радуга – непременный признак, позволяющий идентифицировать Бодхисаттву при отсутствии других.

В верхней части круга Майтрейя в форме бодхисаттвы сидит на лотосовом троне перед золотым дворцом. Тело Майтрейи золотого цвета, что символизирует Просветленную сущность; он сидит в падмасане, руки в мудрах дхармадешана и дхьяни, на ладони левой руки он держит сосуд кундику. Подле трона – бодхисаттвы Манджушригарбха и Акашавимала, а также еще шесть божеств. В малых дворцах по бокам находятся Будда Шакьямуни и бодхисаттва Манджушри.

Нижнюю половину круга занимает сад. Дворец от сада отделяют воды; слева в них обнаженный желтотелый Майтрейя поливает из сосуда кундика людей, дабы смыть с них грехи и омрачения.

В центре восседает златотелый Майтрейя (бхадрасана, дхармачакра-правартана-мудра); на его лотосах стоят Колесо Закона и кундика. Трон Майтрейи поддерживают львы, над троном – белый зонт, позади трона – дворец. Обращает на себя внимание, что паридхана Майтрейи бело-радужная (см. выше о радуге как атрибуте Майтрейи). Перед троном Майтрейи находится пруд, где из лотосов рождаются праведники. Окружение Майтрейи – восемь бодхисаттв и множество учеников и монахов.

В центре нижней части золотого круга – в облаках Цонкхапа с учениками. Справа летит объятый пламенем шестирукий Махакала, рядом с которым левитирует благочестивый аскет. Слева три апсары (небесные танцовщицы). Внизу слева во дворце благочестивый царь Шанкха.

Мантра Майтрейи такова: ОМ БУДДА МАЙТРИ МЕМ СОХА. Другая его мантра: МАЙТРИ МАЙТРИ МАХАМАЙТРИ СВАХА или ОМ МАЙТРЕЙЯ МАХА МАЙТРЕЙЯ АРЬЯ МАЙТРЕЙЯ СВАХА.

Вот одна из многочисленных молитв к Майтрейе.

 

Поистине удивительная судьба постигла изображение Майтрейи, ставшее знаменем Центральноазиатской экспедиции Рерихов. Эта тханка была пронесена через горы и пустыни, однако ее дальнейшая судьба неизвестна и в настоящее время картина считается утраченной. Сохранилась лишь фотография Н.К. Рериха со знаменем в руке. В 1997 году по просьбе сотрудников Международного Центра Рерихов (Москва) художница Альвдис Н.Н. Рутиэн воссоздала тханку на основе этой фотографии.

Знамя экспедиции обычно называют тханкой Шамбалы. В начале ХХ века, когда вся Центральная Азия была охвачена мессианскими устремлениями, образ Ригдена, воинственного царя Шамбалы, и Майтрейи, Будды Грядущего, слились в единый. Многочисленные подтверждения тому мы находим в работах Н.К. Рериха и дневниках участников экспедиции. Это объединение представлений о Шамбале и Майтрейе привело к тому, что картину с изображением Будды Грядущего стали называть тханкой Шамбалы.

Майтрейя изображен в редкой ипостаси, он лишен всех своих атрибутов: ступы, сосуда кундики, Колеса Закона. Присутствуют лишь два признака. Первый– радужная дуга внешнего круга сияния, роль которой в иконографии Майтрейи мы отмечали выше. Второй, и главный, признак – пруд с праведниками перед его троном. Однако любопытно, что пейзаж на этой картине не похож на обычное изображение “чистых земель”, соответствуя скорее условному земному. Значимой деталью пейзажа является двойная радуга над водопадом (внизу справа). Эта радуга является единственной авторской вольностью, допущенной воссоздавшей картину художницей, и связана со знамением, бывшим ей в процессе работы: когда художница, духовно готовясь к написанию тханки, медитировала, то над городом раскинулась двойная радуга, хотя ей не предшествовало дождя.

Следует указать на пару оленей на левой горе. Согласно буддийским легендам, олень и лань были первыми свидетелями Просветления Будды Шакьямуни или его первой проповеди в Оленьем парке около Бенареса. Изображение этих оленей возле трона Майтрейи означает, что его первая проповедь произойдет там же.

На ограде пруда сидят три павлина. Павлин в Индии с древнейших времен считался птицей бессмертия, так как на него не действует змеиный яд.

Трон Майтрейи поддерживают четыре льва, символизирующие бесстрашие на пути Просветления. На львином троне (симхасане) покоится лотосовый трон, на нем – лунный диск, на котором и восседает Будда Грядущего.

Спинка трона представляет собою символическое изображение парамит. Оно трактуется следующим образом: орел Гаруда – щедрость, нагини – стойкость, чудовище макара – терпимость, мальчик на однорогом олене – мужество, слон – медитация, лев – праджня. Однако лев всегда изображается между слоном и однорогим оленем. На нашей картине его вообще нет (кстати, это не единственное изображение Майтрейи, где лев отсутствует). Вариативность изображаемых персонажей вообще крайне велика: чудовище макара (имеющее львиную голову и лапы, слоновый хобот, усы дракона, рога барана, хвост рыбы) может быть заменено на гуся; мальчик и однорогий олень могут быть изображены раздельно или мальчик вообще отсутствует и т.п. Таким образом, мы пока не обладаем возможностью однозначно описать символику спинки трона.

Еще одна деталь (чисто изобразительного ряда): обычно эти персонажи составляют именно спинку трона, а не парят в облаках, как на нашей картине. На традиционных изображениях часть спинки позади будды завешена тканью, перекинутой через перекладину. И хотя спинки как таковой нет, но изображение перекладины осталось.

К образу Гаруды и девушек нагинь мы обратимся в главе, посвященной духам и малым божествам.

В самом низу картины изображены семь символов чакравартина – царя-миродержца.

Пусть, применяя средства достиженья, все существа живые обретут счастливую возможность, переродившись, лицезреть Великолепный Образ славного Майтреи; и находясь у стоп Спасителя, Достопочтимого Майтреи, пусть насладятся все они великолепьем Дхармы Колесницы Высшей!

Пусть день придет, когда Сиятельный Владыка, Спаситель, Грядущий милосердный Будда взойдет на ваджрный трон; и пусть тогда, как лотос, мудрость расцветет моя и испытают подлинное счастье все существа живые, коим нет числа!

И пусть тогда, испытывая радость и правою рукой касаясь головы моей, Майтрея-Победитель мне предскажет Пробужденье Высшее из высших, чтоб быстро ради всех живых существ достиг я состоянья Будды!

Пусть, собранные вместе, исполнятся все совершенные деянья Сынов Победоносных Будд всех трех времен, и пусть во всех своих перерожденьях практиковать я стану путь, ведущий к Просветленью!

Пусть станет развеваться во всех 10 направлениях победный стяг Учения, украшенный непревзойденным совершенством трех видов обученья, и пусть все тексты ясных толкований его опорой станут золотой!

Пусть процветает вечно Ученье Будд – неиссякаемый источник счастья и покоя всех живых существ, дарующий благополучие и превосходное здоровье всем тем благородным существам, кто нераздельно пребывает с ним, поддерживая Учение!

Пусть всем дарует благо Защитник, Майтрея-Победитель! Пусть силою своей поддержит Он всех живых существ! Пусть воинство Майтреи сокрушит все силы мар при помощи Его искусных средств!

Пусть обрету рожденье я у стоп Победоносного Майтреи, и в силу накопления бесчисленных благих заслуг пусть прекратят свое существование все низшие миры: адов, голодных духов, животных и асур!




Статьи