Побуждение к духовной практике

Созданная благодаря заслугам живых существ и тибетского народа эманация Арьи Манджушри проявилась Трисонг Дэцен, бодхисаттва и дхармараджа. С просьбой построить храм, называемый Самье, Спонтанное Исполнение Безграничных Желаний, и с намерением распространять и разъяснять Дхарму в Тибете он пригласил Лобпона-бодхисаттву и принял обет бодхичитты. Дабы показать созревание и освобождение пробужденного ума, он пригласил Падмасамбхаву, великого учителя из Уддияны. Дабы показать, что необходимо распространять упомянутое и способствовать его процветанию, он пригласил пандиту Вималамитру. Дабы показать высшую полноту и самосовершенство учений о просветлении тела, речи и ума, он воздвиг достославный Самье и провел ритуалы освящения и наделения. Так он распространял Дхарму Будды здесь, в Тибете, и благодаря ему учение и практика Сутры и Тантры засияли как восходящее солнце.

Благодаря силе его намерения и сострадания в Тибет прибыл великий видьядхара, известный под именем Падмасамбхава, эманация трех кайя. В течение всего своего пребывания в Тибете Падмасамбхава даровал великому царю и другим своим главным ученикам, а также всем счастливым людям бесчисленные глубокие и обширные наставления. Из множества наставлений, которые он дал мне, Цогъял из рода Карчен, я записала здесь сжатое изложение всех учений об условном смысле, побуждающих к духовной практике.

МАХАКАРУНИКА САМАТИ А

 

 

Цогъял, необходимо практиковать учение, которое дает освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделенное свободами и достоинствами.

Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно, как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.

Причина такой трудности – в том, что шесть классов существ подобны груде зерна.

Существа ада, голодные духи и животные – это нижняя половина груды. Асуры – верхняя половина, а боги и люди – самая верхушка. Если сравнить число людей и существ других форм, то покажется, что обрести человеческое тело просто невозможно. Попробуй-ка, Цогьял, пересчитать существ шести миров!

 

 

Цогьял, если, несмотря на такие трудности, благодаря прошлым заслугам удается обрести человеческое тело, очень трудно практиковать святую Дхарму, если не обладаешь совершенными органами чувств, если ты глух, слеп или нем. Если родишься в семье с ложными нигилистическими взглядами, то не придешь к учению Будды.

Ныне мы родились в цивилизованной стране, где существует Дхарма Будды. Мы обрели то, чего трудно достичь, - драгоценное человеческое тело – и, поскольку наши органы чувств пока невредимы, можем встретиться с возвышенными учителями, можем войти в учение Будды, практиковать святую Дхарму и общаться с братьями по Сангхе. Если в это время мы не станем практиковать учения, несущие освобождение и Просветление, то это драгоценное человеческое тело пропадет зря.

Не возвращайся с пустыми руками, побывав на острове сокровищ! Нужно переплыть океан, пока есть судно, - не упусти лодку человеческого тела! Мы стоим на грани между счастьем и страданием – не создавай беду своими руками! Настало время, когда разделяются дороги, ведущие вверх и вниз, - не бросайся в пучину низших миров!

Настало время показать разницу между мудростью и глупостью – не лопочи и не глазей, как слабоумный! Настало время для увеличения заслуг – не связывай себя делами и иди налегке! Настало время увидеть, кто велик, а кто ничтожен, - не ищи Просветления в выгоде и славе!

Я постоянно испытываю жалость к существам, которые покидают эту жизнь с пустыми руками!

 

 

Цогьял, я говорил об этом всем, но никто не слушает. Как только Мара Смерти схватит тебя, уже не будет возможности освободиться.

Разве можно быть довольным жизнью, когда смерть приходит ко всем неожиданно и внезапно? Разве можно быть довольным своим потомством и богатством, когда ничто из этого не поможет на пороге смерти? Разве можно быть таким самоуверенным, когда тебя сопровождают только добрые и дурные дела?

Сейчас у нас есть возможность выбирать что угодно, но люди заявляют, что не могут практиковать Дхарму. Всегда готовые надрываться ради пропитания и одежды, они заявляют, что у них нет времени для духовной практики. Неутомимые в сансарной суете, они жалуются, что не могут перенести малейшие трудности в том, что касается Дхармы. Они способны непрерывно терпеть мучения, но заявляют, что не могут провести хотя бы лето или зиму в блаженном состоянии духовной практики.

 

 

Цогьял, чрезвычайно важно упражняться в духовной практике, пока еще молод. Когда состаришься и захочешь послушать учения, твои уши не будут слышать. Захочешь учиться, но внимание уже притупилось и память отказывает.

Люди, в молодости не проявляющие никакого интереса к практике Дхармы, - просто глупцы!

 

 

Цогьял, если сейчас не достигнешь освобождения, то только глубже погрузишься в страдания бытия, где бы ни произошло твое следующее перерождение. Если не будешь жить в ритодах, то, где бы ни был твой дом, ты поселишься в темнице сансары.

 

 

Цогьял, ничто другое не поможет тебе перед лицом смерти, поэтому поступай так: найди учителя, который воплощает учение махаяны, получи устные наставления, включающие истинное постижение природы ума. Найди надежное место для затворничества, где есть всё необходимое, и оставайся там. Практикуй с неиссякаемыми упорством.

Если не избавишься от отвлечения, будет трудно достичь чего-либо с помощью духовной практики!

 

 

Цогьял, разве ты не слышала, что все твои предки умерли? Самый главный корень благих качеств – всем сердцем воспринять непостоянство, поэтому никогда не забывай угрозы смерти! Самый главный корень дурных деяний – вера в то, что всё вечно, поэтому вырви его!

Если мысль о непостоянстве поистине влилась в твой поток бытия, все благие качества пути освобождения нагромоздятся горой. Поэтому зароди внутреннее убеждение о бесполезности любых мирских дел! Отбрось бессмысленную суету этого мира!

Твердо вступи на путь освобождения! Не цепляйся за материальное! Пойми: всё, что отвлекает, есть Мара! Пойми, что желанные объекты чувств – просто обман! Всегда ощущай, что медлить нельзя!

Если так поступать, идам дарует сиддхи, дакини пошлют благословение, будды дадут уверенность и ты быстро достигнешь Просветления – всё это произойдет потому, что непостоянство воспринято всем сердцем.

 

 

Цогьял, вообще сансара не имеет ни начала, ни конца, но ты как человек должна пережить и ее начало, и ее конец! Пусть твоя сила, власть и способности велики – они не смогут одолеть Мару Смерти.

Обеспечь себе ныне благополучие в следующих жизнях: ведь страдания адов невозможно пережить! Голод и жажда голодных духов нестерпимы. Тяготы животных ужасны. Перемены в жизни людей чаще всего ужасны. Постоянная борьба асуров невыносима. Падение богов ужасно. Все существа вращаются в этом порочном круге и не могут спастись от волн рождений и смерти.

Ничто не имеет смысла, если не выберешься из пучины шести классов существ, а для этого необходимо развить в себе силу недвойственного осознавания!

 

 

Цогьял, если желаешь освободиться от сансарного бытия, поступай так:

Твои привязанность и неприятие – это заблуждение, ошибочное мышление. Отсеки его! Вера в “я” – корень и основа сансары. Вырви его! Спутники и родственники – цепи, которые тянут тебя вниз. Разруби свои узы! Мысль о врагах и демонах – пытка для ума. Отбрось ее!

Безразличие пресекает жизненную силу освобождения. Оставь его! Зависть – буря, которая разрушает всё благое. Устрани собственные ошибки! Родной край – темница демонов. Избегай его, как яда!

Грубые слова – отравленное оружие. Сдерживай язык! Неведение – самое темной из омрачений. Зажги светильник учебы и размышления! Всё воспринимаемое тобой – иллюзия. Пусть она освободится сама собой!

Поступая так, ты отвратишься от сансарного бытия!

 

 

Цогьял, если понимаешь изъяны сансары, не нужно искать никакого другого учителя. Если постигнешь, что всё проявляющееся и существующее - твой собственный ум, нет никакого другого пути к Просветлению.

Если обладаешь твердой верой в своего учителя, не нужно искать никакого другого будду. Если радуешь живых существ, не нужно поклоняться никаким другим Трем Драгоценностям. Если постигнешь это, нет больше двойственного разделения на сансару и нирвану.

 

 

Цогьял, чтобы вырваться из сансарного бытия, нужно обладать верой в путь освобождения.

Вера же рождается не сама собой, а вследствие причин и условий. Вера рождается при чтении глубоких сутр и тантр. Вера рождается, когда тебя окружают верующие. Вера рождается, когда следуешь учителю и наставнику. Вера рождается, когда переживаешь горе.

Вера рождается, когда видишь возвышенное поведение. Вера рождается, когда слушаешь жизнеописания учителей. Вера рождается, когда слышишь ваджрные песни реализации.

Вера рождается, когда видишь страдания других существ. Вера рождается, когда когда размышляешь об изъянах сансарного бытия.

Вера рождается, когда читаешь близкие тебе священные учения. Вера рождается, когда получаешь благословение от своего учителя.

Мой совет: никогда не отходи от причин возникновения веры.

 

 

Цогьял, на пути к Просветлению обладать верой - значит осуществить половину практики Дхармы.

Вера подобна плодородному полю: на ней вырастет любое наставление. Вера подобна неприступной крепости: она противостоит и твоим клешам, и клешам других.

Вера подобна мосту или лодке: она позволяет пересечь океан сансары. Вера подобна веревке, свисающей в пропасть: она помогает выбраться из низших миров.

Вера подобна телохранителю: она спасает от коварства четырех Мар. Вера подобна растущей луне: она способствует всё большему увеличению добродетели.

Вера подобна неисчерпаемой сокровищнице: она обеспечивает все потребности и нужды. Вера подобна сверкающему ключу: она проявляет изначальную пробужденность.

Если из глубины твоего сердца забрезжила вера - все благие качества станут огромной горой!

 

 

Цогьял, если искренне практикуешь Дхарму, и еда, и одежда появятся сами собой.

Как нельзя утолить жажду соленой водой, так же неутолимы желания - будь же довольна тем, что имеешь! Почет и слава – западня Мары; отбрось же их, как камни на речном берегу!

Из этой жизни мы должны уйти без друзей, в одиночестве, так обзаведись телохранителем - бесстрашием! Не завидуй достоинствам других, а сама перейми их достоинства! Не обсуждай чужие ошибки, а устраняй собственные так же тщательно, как волоски на своем лице! Не беспокойся о собственном благосостоянии - заботься о счастье других и будь добра ко всем.

 

 

Цогьял, если люди заботятся о себе, пусть слушают мои наставления!

В темный век свирепствует ненависть, поэтому вооружитесь броней терпения! Из-за своей лени вы снова впадаете в сансарное бытие, поэтому зародите в себе неустанное усердие! В сансаре вас мучает неведение, поэтому зажгите светильник знания!

В этом топком болоте нет счастья, поэтому выбирайтесь на сушу освобождения! Правильно осваивайте глубокие наставления и разорвите сети бытия!

Ешьте простую пищу, скитайтесь наугад, как змеятся индийские реки, и отыскивайте в земле клады – сокровища ума святых людей! Безупречных живых существ не найдешь, поэтому не сосредотачивайтесь на недостатках своего учителя и друзей по Дхарме!

Реальность этой жизни поверхностна – так не погрязайте в надежде и страхе, но учитесь воспринимать всё как иллюзию!

Если страшитесь состояния сансары, которое подобно охваченному пламенем дворцу, то должно прислушаться к наставлениям Падмы!

 

 

Цогьял, если хочешь сохранить постоянство в практике, прямо отсеки привязанности!

Когда появится угрожающее воинство сверхспособностей, окружи себя железной стеной - видением их как иллюзии! Когда сердишься из-за недружелюбного слова, поищи источник этого эха!

Если желаешь постичь нерожденную сущность ума, отсеки привязанность к переживанию во время медитации. Если желаешь исполнить благородные намерения Дхармы Будды, разруби узы, связывающие тебя с нынешними переживаниями!

Если желаешь соединить сердце с Дхармой, не позволяй практике закоснеть и застыть! Если желаешь выполнить свою задачу в этой жизни, не считай стадию плода просто благим намерением!

Цогьял, похоже, нет ни единого человека, который практиковал бы правильно!

 

 

Цогьял, чтобы принести благо будущим поколениям, давай наставления, соответствующие их способностям, давай объяснения, соответствующие уровню их разумения, давай практики, доступные уровню их усердия!

Пойми это и учи тому, во что твердо веришь сама. Иначе умный человек, получив наставления в том, что ему неинтересно, останется неудовлетворен, а это уменьшит его веру и послужит причиной дурного деяния – лишения человека веры.

Если человек с меньшими умственными способностями получит объяснения высшего прямого смысла, то он не поймет его, а если и поймет, то может испугаться и начать хулить эти учения. Другие же ухватятся за слова, которые не понимают, и получат больше вреда, чем пользы.

Если учить, что нет нужды в изучении и размышлении – это понизит и без того невысокий уровень знания и увеличит уже имеющееся неведение. Если учить, что Дхарма включает в себя недеяние – это уменьшит и без того слабое прилежание и увеличит уже имеющуюся лень.

Если учить, что нет добра и зла – это нанесет урон и без того малому почитанию и раздует уже имеющееся самодовольство. Если учить, что нет рождения и смерти, это увеличит и без того большое число заблуждений. Если учить, что нет ни сансары, ни нирваны – это истощит и без того слабый интерес к достижению плода и укрепит и без того сильную привязанность к мирским заботам.

Всё это создает больше заблуждений, чем пользы!

 

 

Цогьял, вот как будут страдать люди в ужасную пору последнего века: царский закон закатится, как заходящее солнце, а религиозные принципы подданных распадутся, как шелковый узел. Изучение и проповедь Дхармы во всем мире угаснут, как тают на воде снежные хлопья; людей размышляющих и медитирующих будет меньше, чем звезд на заре; а животных всех видов изведут под корень, и они сохранятся только в старых сказках.

Когда настанет этот век, ваши добрые слова будут восприниматься как порицание и обличение. Советуя другим практиковать Дхарму, в ответ услышишь: "Сам практикуй!" Советуя верить в закон кармы, в ответ услышишь: "Это неправда, это обман!"

В то время убийства будут в порядке вещей; ложь войдет в привычку; наряжаясь, дабы упрочить свою самоуверенность, люди будут убивать за награду и получать удовольствие от половых извращений. Сделав своей главной целью материальные блага, они будут убивать и поедать живых существ, выдавая это за религиозные обряды. Такие грядут времена.

В то время те, кто воспользуются моим советом, принесут пользу и самим себе, и другим избранным людям грядущих поколений. Посему, Цогьял из рода Карчен, запиши всё это ради людей будущего и укрой как клад-тэрма.

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

И еще сказал Гуру Падма:

 

Гуру Падма сказал:




Статьи