МАНДЖУШРИ

Манджушри ("Славный сиянием"), также называемый Вагишвара (“Владыка Речи”) - бодхисаттва запредельной мудрости, которая постигается в озарении. С чтения мантры бодхисаттвы мудрости буддист начинает любые занятия наукой, поэтому она сопровождает монаха с самых первых шагов его, еще послушника, в монастыре.

Манджушри – один из немногих бодхисаттв, который упоминается как в сутрах, так и в тантрах. Его особая цель – помочь буддисту постичь свою собственную сущность и истинную природу всех вещей. Согласно легенде, он восемьдесят четыре тысячи лет назад верой и правдой служил тогдашнему будде и стал бодхисаттвой, дав обет не уходить в нирвану, пока не придут все тысяча будд этой кальпы.

С его мантры ОМ АРАПАЧАНА ДИ: буддист начинает любые интеллектуальные занятия. Другая мантра бодхисаттвы – ОМ ВАГЕШВАРИ МУМ.

Вот текст одного из духовных стихов, посвященных бодхисаттве мудрости:

ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД МАНДЖУШРИ, БУДДОЙ МУДРОСТИ!

Я кланяюсь моему гуру и покровителю Манджушри,

Который держит у своего сердца священный текст,

символизирующий его видение всех вещей таковыми, каковы они на самом деле,

Чей ум освещает даль подобно солнцу,

не заслоняемому иллюзиями или слезами невежества,

Кто с состраданием и любовью отца к его единственному ребенку

обучает посредством шестидесяти способов все существа,

заключенные в темницу сансары,

сознание которых омрачено тьмой невежества и кто сокрушен страданием.

Ты, чье подобное реву дракона провозглашение Дхармы

пробуждает нас от оцепенения под властью наших неверных взглядов

и освобождает нас от железных оков нашей кармы,

Ты, кто держит меч мудрости, разрубающий страдание,

где бы его ростки ни появились, рассеивающий тьму невежества,

Ты, чье царственное тело обладает ста двенадцатью признаками будды,

Кто прошел все ступени, ведущие к высшему совершенству бодхисаттвы,

Кто был чистым с самого начала, –

Я кланяюсь тебе, о Манджушри!

Сиянием твоей мудрости, о Сострадающий,

Рассей тьму, в которую заключен мой разум,

Просвети мой ум и мудрость,

Чтобы я мог устремить мой взгляд

в слова Будды и тексты, объясняющие их

.

Его главное святилище находится в Китае, в провинции Шанси, на пятиглавой горе Утайшань. Культ Манджушри с горы Утайшань известен в Тибете; а китайский путешественник И-цин, посетивший Индию в VII веке, отмечал тот факт, что святилище Утайшань тогда было известно индийцам. Культ Манджушри особенно популярен в восточных областях Тибета, и Великий Реформатор тибетского буддизма Цонкапа, родом из Амдо, находился под духовным покровительством бодхисаттвы трансцендентного знания.

Бесчисленны легенды о том, как бодхисаттва наставлял известных философов. Одна из этих легенд повествует о том, как пандит из Бенареса по имени Дхармашри Митра, великий мудрец, живший в монастыре Викрамашила, не мог объяснить мистическое значение некой священной формулы. Ученый пандит решил отправиться к бодхисаттве Манджушри, ибо объяснить ее мог только он. Путешествие обещало быть очень долгим – не менее года пути на север Гималаев. Пандит избрал дорогу через Непал. Во время странствия он увидел крестьянина, который пахал, запрягши в плуг льва и тигра. Ученый спросил странного крестьянина о дороге в Китай, и пахарь ответил: “Сегодня слишком поздно, чтобы ты продолжил свой путь; проведи ночь в моем доме”. Дхармашри последовал его совету и пошел с ним. Внезапно плуг исчез и чудесным образом из земли вырос большой монастырь. Во время проведенной в этом монастыре ночи Дхармашри понял, что его хозяином был сам бодхисаттва, и утром попросил его объяснить магическую формулу, что тот и сделал.

Эта легенда поразительно напоминает многочисленные русские истории о св. Николе.

Многие выдающиеся исторические деятели Тибета считались воплощением этого бодхисаттвы. Первое место по значимости среди них занимает Цонкхапа, среди других – Тхонми Самбхота, создатель тибетского алфавита, и владыка Трисонг Дэцен, пригласивший в Тибет гуру Падмасамбхаву.

На картинах Манджушри изображается в виде шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость – результат не умудренности годами, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в сущность бытия. Такая мудрость и освобождение от страданий – одно и то же.

Манджушри иногда бывает изображен в окружении своих ипостасей.

В центре – Манджушри в своей обычной форме: его тело оранжево-желтого цвета, что связано с его именем, означающим “Славный сиянием”, в правой руке он держит пламенеющий меч, рассекающий мрак невежества, в левой – лотос, на котором лежит книга Праджняпарамита-сутры. Трон окружен облаками, перед ним в темно-синей чаше, стоящей на лотосе, лежат зеркало, лютня, три плода и раковина.

Паривару составляют четыре ипостаси Манджушри. Вверху – синетелый Кришна Манджушри (Черный Манджушри), его руки в жесте Поворота Колеса Закона, он держит лотосы, на которых стоят меч и книга; краснотелый Манджушри Джнянасаттва (Мудрая Сущность), держащий в своих четырех руках меч, лотос с книгой, лук и стрелу (они являются символами медитации и мудрости, направленными против внутреннего эгоизма). Внизу – оранжевый Симханада Манджушри, едущий, в соответствии со своим именем, верхом на льве, его левая нога приспущена со спины льва, он держит меч и лотос с книгой; белотелый Облаченный-в-Листья Манджушри, с тем же жестом рук и оплечьем из листвы.

Божественными ипостасями Манджушри являются Ямантака и Ваджрапани.




Статьи