КАНОНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА БУДДИЗМА

Времена расцвета буддийской религии тесно связаны с появлением литературы и письменности. Еще в глубокой древности (III-IV вв. до н.э) знаменитым Панини была создана грамматика санскритского языка. Разработанные правила языка, словарный фонд, нормы правописания впоследствии помогали налаживанию общения и взаимопонимания самых различных народностей и племен. Именно в этот период на санскрите записаны знаменитые поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, мифов, басен. Были разработаны основные правила стихосложения. Особое внимание уделяется образному слову, его эмоциональной убедительности и выразительности. Для буддийского миропонимания характерно тяготение к притчам, метафоре и сравнению. Весьма примечательна, неповторима религиозно-философская литература буддизма. Более всего она связана с описанием жизненного пути Будды, с его проповедями и поучениями.

В самой Индии древняя буддийская литература не сохранилась, если не считать наскальных надписей Ашоки, который является самым первым известным науке документом, упоминающим о Будде и его учении - дхарме, написанный в III в. до н.э. Известная сейчас литература буддизма складывалась в течение многих веков не только в Индии, но и в тех странах, куда он проникал, она весьма обширна.

Буддизм подразделяется на "Малую колесницу", буддизм хинаяны (Южная и Юго-Восточная Азия), и "Большую колесницу" или буддизм махаяны (Дальний Восток).

Считается, что священные буддийские книги были написаны монахами хинаяны (тхеравады) на четвертом соборе в Шри-Ланке в I веке до н.э. В них использовался древний разговорный индийский язык пали, на котором говорил Будда. Священные книги были записаны на пальмовых листьях и стали известны как Закон Пали или Типитака. "Типитака" означает "три корзины", что соответствует разделению священных книг на три раздела: Виная-питака (дисциплинарные правила для монахов), Сутта-питака (изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды) и Абхидхамма-питака (систематизированное изложение Сутты-питаки, философские тексты).

Обратимся к самому вероучению в том виде, как оно изложено в канонической литературе буддизма, лежащей в основе устной его пропаганды монашеством и популяризации его средствами искусства.

справки в бассейн ; вот тут


Статьи