Калачакра и Шамбала

Калачакра (или Калачакра-яна, Колесница Калачакры) представляет собой учение о тождестве макро- и микрокосма, взаимозависимости всех уровней вселенной. Как медитативная практика, Калачакра относится к Ануттарайога-тантре, и представляет собой практику полного очищения человека на уровне духа и энергий.

До широкого распространения системы Калачакра вопросам, связанным с ходом времени, в буддизме практически не уделялось внимания. Как пишет выдающийся тибетолог В.С. Дылыкова, человеческий ум сначала осмысливает категорию пространства, и лишь много позже – категорию времени. И если концепция бесконечного пространства была присуща еще раннему буддизму (см. главу “Буддийская космология”), то осмысление хода времени возникает едва ли ранее десятого века. Подобно тому, как ощущение бесконечности пространства было результатом глубочайшего йогического сосредоточения, так и ощущение бесконечной смены временных циклов становится возможно для практика Калачакры, а достижение нирваны в таком случае осознается как выход за пределы не только пространства (вспомним, что все уровни буддийского макрокосма суть сансара), но и времени.

Калачакра-тантра состоит из трех “Колес Времени”, называемых Внешним, Внутренним и Тайным. Внешняя Калачакра восходит к индийским астрономическим и астрологическим системам, она описывает расположение и окружение солнца, луны, звезд, планет и т.д. Земля представляется круглой, неподвижной в центре мироздания. Ее окружают двадцать восемь созвездий, через которые проходит луна. Созвездия эти считаются богинями-дочерьми четырех царей-миродержцев. Все буддийские астрологические схемы рассчитываются на основе Калачакра-тантры. К ней относятся и пришедшие из Китая двенадцати- и шестидесятилетний “звериные” циклы.

Внутренняя Калачакра касается всех живущих внутри физического мира и описывает каналы тела, энергии и жидкости, циркулирующие внутри его. Практика Внутренней Калачакры предполагает утоньшение нервной системы посредством йоги, эстетического совершенствования чувств одухотворенной мыслью. Мир и Внешней и Внутренней Калачакры нуждается в том, чтобы быть очищенным.

Тайная Калачакра связана с методами достижения Просветления; она включает в себя посвящение, которое предписывает личности, получившей его, неуклонно следовать путем Калачакры к состоянию будды.

Название “Калачакра” применительно к Внешней и Внутренней означает протекающую во времени циркуляцию небесных тел и энергий внутри человека. Относительно Тайной Калачакры этот термин означает, что универсальное сострадание поворачивает время так, чтобы все страдающие сущности достигли Просветления. В этом случае Калачакра воспринимается и как благо постижения Пустоты, где нет прошлого, настоящего и будущего.

Адепт Калачакры, прошедший несколько обрядов посвящения под руководством гуру, визуализирует в своем сознании мандалу Калачакры, которая разворачивается в трехмерном пространстве, приобретая вид прекрасного дворца. Это вполне согласуется с учением о том, что путь в Шамбалу – путь внутрь себя. Медитируя на мандалу, человек в своем сознании проходит определенные уровни мироздания, сливаясь с идамом Калачакры. Живописная мандала таким образом становится не более чем картой пути.

О строгости требований этого пути свидетельствует, например, такое стих Калачакра-тантры:

 

Вот практика бодхисаттвы: отказаться от этой жизни,

Расстаться с близкими друзьями,

С которыми долгое время был вместе.

Здоровье и достижения – всё остается позади.

И постоялый двор твоего тела

Окажется покинут постояльцем – сознанием.

 

Визуализируя мандалу, адепт как бы входит во дворец через одну из четырех дверей, каждая из которых служит вратами к одному из четырех ликов идама Калачакры. У западной двери человек получает семь ритуалов посвящения, у северных врат – инициацию воды и инициацию короны. Суть этих инициаций состоит в следующем.

Согласно учению Калачакры, человек состоит из пяти компонентов: земли (кости), вод (флюиды, кровь, моча), огня (температура), ветров (внутренние обменные процессы) и пространства (пустые места). Проходя инициацию воды, человек представляет, что эти пять компонентов – очищаются, трансформируясь в чистое состояние, которое на языке европейской культуры можно назвать божественным.

Инициация короны состоит в аналогичном очищении сознания, форм, чувств и умения тонко различать.

У южных врат дворца Калачакры адепт получает инициацию шелковой ленты, а также инициацию ваджры и колокольчика. Это очищение девяти ветров и правого и левого энергетического каналов тела.

У восточных врат проходит инициация истинного поведения и имени. Это очищение шести органов чувств и шести физиологических функций (поедания, хватания, передвижения, испражнения, мочеиспускания и размножения). Все эти качества получают наивысшую чистоту.

Вернувшись к западным воротам, адепт получает инициацию-разрешение, очищающую его дух в моменты практики и дающую ему право наставлять других в Калачакре.

После этого он восходит по ступеням к главному дворцу. Вход располагается на западе (на живописных мандалах – сверху). Стены дворца мандалы прозрачны, их цвета – желтый, белый, красный, черный и зеленый. Адепт попадает в часть дворца, называемую “речь мандалы”, где с ним разговаривает идам Калачакры.

Еще несколько ступеней ведут адепта ко внешней стене сокровенной части дворца. Здесь на четырех колоннах с каждой стороны мы видим символы четырех дхьяни-будд: мечи как знак Амогхасиддхи, лотосы – Амитабхи, алмазы – Ратнасамбхавы, золотое колесо – Вайрочаны. Еще одна лестница – и адепт достигает “мозга мандалы”, четырехугольной платформы, на которой на возвышении находится восьмилепестковый лотос, на нем – белый диск луны, красный диск солнца, белый диск планеты Раху и желтый диск огненного хвоста планеты Раху. На нем стоят идам Калачакра и его праджня Вишвамата.

Начало духовного восхождения к Калачакре начинается с постижения, то есть с установления духовной связи между человеком и тем высшим уровнем чистейшей энергии, который мы называем словом “Калачакра”. В настоящее время Далай-лама XIV, давая посвящение сотням и тысячам людей, объясняет это тем, что современный мир нуждается в действенном пути спасения, и зарождение у людей духовной связи с Калачакрой может стать таким путем.

В своем труде “О посвящении в Калачакру” Далай-лама XIV пишет о трех базовых качествах, необходимых для посвящения: “Первое свойство есть бодхичитта, альтруистическое стремление к высшему просветлению. Лучший ученик живет непритворным опытом этого возвышенного сознания, посредственный ученик добивается небольших его проблесков в своих медитациях, худший же должен понимать его и стремиться к его развитию. Второе свойство, даваемое в понятиях мудрости или особого интуитивного обучения, есть опыт постижения Пустоты. Лучший ученик обладает неискаженным опытом природы конечной реальности, посредственный ученик обладает правильным пониманием, основанном на обучении и общих представлениях, а худший ученик должен хотя бы понимать их значимость и проявлять интерес к изучению философских взглядов. Кроме того, ученик, стремящийся к посвящению в Калачакру, должен иметь тяготение к этой особой тантрической традиции. Целью посвящения является засеять кармические семена в сознании посвящаемого, но если у него нет открытости, развившейся из духовного интереса, то семенам будет очень трудно прорасти”.

В отличие от йогической практики других тантр, Калачакра позволяет адепту медитировать не на уровне тонкого тела, а на более глубоком основании “пустотного тела”. Соответственно, представление о “трех Калачакрах” Далай-лама XIV комментирует следующим образом: “Внешняя Калачакра состоит из элементов вселенной. Внутренняя Калачакра складывается из психофизических совокупностей, чувственных и психических способностей живых существ. Тайная Калачакра есть йог стадии зарождения и завершения, йогических методов, которые способны очистить две предыдущие Калачакры”.

 

Из многочисленных практик Калачакры мы приводим практику Гуру-йоги, составленную Кьябдже Кхангсаром Дорджечангом, который является духовным отцом Далай-ламы в линии передачи Калачакры. По указанию Далай-ламы, перед посвящением в Калачакру, которое Его Святейшество давал в Ладаке в 1976 году, этот текст был отпечатан в десяти тысячах экземпляров для свободного распространения.




Статьи