ИНДИЙСКИЙ ТЕАТР

Театр возник в Индии в древности, достиг наивысшего своего расцвета к концу древней эпохи, в период Гуптов (IV-V вв.), и, просуществовав после этого два с половиной - три столетия, стал быстро сходить на нет. Существовало два вида театра в древней Индии - литературный (придворный) и народный, репертуар которого был основан на сказаниях индийской мифологии и эпоса, хорошо знакомых аудитории.

Самым сложным и неясным является вопрос о происхождении театра. Индийская традиция связывает начало театра с именем легендарного Бхараты, непосредственно вдохновленного богом Брахмой: по просьбе богов Брахма решил создать пятую Веду, доступную для всех сословий; соединив Слово, Лад, Действо и Чувство, взятые, соответственно, из Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, Брахма сотворил и записал через посредство Бхараты эту "Веду танца и драмы" в "Натьяшастре".

Выдвигались предположения, что: а) драматическое искусство было заимствовано у греков; б) существует связь театра с более древними действами, развившимися в самой Индии (однако сведений о подобных действах почти не сохранилось).

Ни одна из предложенных до сих пор теорий не обладает достаточной степенью доказательности. В настоящее время наиболее вероятным представляется происхождение театра из двух зрелищных форм - культовой мистерии и импровизированного смехового представления, возникшего также на почве культовых празднеств. Прежде всего, из праздника, связанного с ритуалом плодородия, в честь бога Индры.

Справляли праздник в сезон дождей. Центральным событием являлось воздвижение на площади привезенного из леса и нарядно украшенного дерева, которое символизировало знамя Индры и отождествлялось с самим богом. По прошествии 5 - 6 дней дерево торжественно опускалось и топилось в реке, дабы передать земле и воде заключенную в нем растительную силу. Победе животворящих сил в природе должна была способствовать и вся игровая сторона праздника. Сюда входили мистериальные действа, а также увеселительные представления. В ряде описаний праздника Индры говорится, что в это время происходили состязания борцов, выступления музыкантов, фокусников, канатоходцев, народных забавников (нат). Наты выступали одновременно как плясуны, музыканты, жонглеры, а также как актеры, увеселявшие публику небольшими фарсовыми сценками.

Древняя мистерия представляла собой танцевально-пантомимическое действо. Использовался священный текст Вед. На начальном этапе мистерии разыгрывались профессиональными исполнителями ритуальных танцев.

Позднее танцор должен был уступить место актеру. В мистерию стали проникать наты, имевшие большое преимущество по манере исполнения перед прежними исполнителями. Они восприняли традицию исполнения мистериального представления, и эта традиция присутствует в искусстве театрального актера.

Актеры в древней Индии занимали низкое социальное положение - в законоведческих трактатах они приравниваются к шудрам, а их профессия объявляется недостойной представителей высших сословий. По преданию, актеры были прокляты за то, что изображали в смешном виде святых - риши. Однако низкое социальное положение не мешало актерам быть людьми весьма образованными и пользоваться покровительством и дружбой знатных особ.

Танец в чистом виде, как отдельный номер, вводился в индийскую драму редко. Зато форма спектакля в целом была танцевальной. Причиной тому - чрезвычайная разработанность пластической стороны действия, богатство пантомимических средств, используемых при создании сценического образа, прежде всего - высоко стилизованный, часто условный, символический жест. Некоторые из этих жестов обнаруживают сходство с жестами ведийского жертвенного ритуала.

Преемственность тут очевидна: ритуальный танец заимствовал жесткую символику из жертвенной церемонии, передал ее мистерии, откуда она была усвоена затем театром. Следует также иметь в виду, что весь спектакль шел в музыкальном сопровождении, и подчиненность движения актера музыкальному ритму делала его тем более танцевальным.

Периодом интенсивного формирования театра следует считать вторую половину 1 тыс. до н.э. К концу этого периода должны были оформиться основные театральные каноны и литературная драма

Театр первых веков нашей эры - это уже самостоятельное, высокоразвитое и чрезвычайно популярное искусство. Хотя спектакли по-прежнему приурочиваются ко времени культовых празднеств, их развлекательная и эстетическая функции выдвигаются на первый план, а ритуальная стирается. Представления даются труппами профессионально подготовленных актеров, специализирующихся, как правило, на исполнении определенных ролей. Как и труппы древних комедиантов. Актерские труппы были по большей части смешанными, то есть включали и мужчин и женщин, хотя "Натьяшастра" упоминает о возможности исполнения женских ролей мужчинами, а также о существовании чисто женских трупп. Во главе труппы стоял сутрадхара - ее хозяин, выполнявший обязанности постановщика, режиссера и обычно также первого актера. Актеры постоянно путешествовали, переезжая из одного места в другое. Во время религиозных праздников в городе оказывалось сразу несколько таких бродячих трупп, и между ними нередко устраивалось состязание. Специальная судейская коллегия определяла лучший спектакль и награждала победителей заранее назначенной денежной премией и флагом.

Представления давались либо в особых театральных помещениях (дворцовые спектакли), либо - что чаще - прямо под открытым небом. Театральные помещения представляли собой кирпичные здания прямоугольной формы, состоявшие из трех частей - зрительного зала, сцены и находившейся за сценой артистической комнаты. Здание было небольшим (помещалось около 300 зрителей), но относительно высоким - с двухэтажный дом. Стены изнутри штукатурились и покрывались росписями. В зрительном зале параллельными рядами располагались длинные скамьи, сооружаемые из досок, положенных на кирпичные основания.

Шли спектакли подолгу - от нескольких часов до нескольких дней. Зрителей собиралось много. Они бурно выражали свой восторг и недовольство игрой актеров




Статьи