Дзогчен – Прямой Путь

Дзогчен не является школой тибетского буддизма, хотя его тексты обычно относят к традиции ньингмапы. Дзогчен – прямое переживание истины, не опирающееся на те или иные ритуальные или философские системы, - распространялся как через различные буддийские школы, такт и через бон. Известно, что Великий V Далай-лама был выдающимся мастером дзогчена. В настоящее время ассоциируется скорее со школой кагьюпа, однако это не более чем сближение. Хотя дзогчен не является ни религиозной, ни философской системой, он имеет мощную линию передачи, сохранившую в чистоте учение, восходящее к глубокой древности. Дзогчен (также называемый Ати-йога) следует понимать как полноту осознавания личности, как безопороный Прямой Путь, на котором человек свободен от любых привязанностей, в том числе и к сакральным формам. Дзогчен основывается на пути самоосвобождения и на прямом, получаемом из собственного опыта, знании изначального состояния.

Последователю дзогчена не нужны храмы и священные изображения для медитации. Строго говоря, не нужна и сама медитация в привычных формах – в любое время, в любом месте человек достигает состояния сосредоточения и безмятежности, следование внешним ритуальным формам лишь мешает ему. Для него жизнь и медитация – одно и то же.

Согласно традиции, дзогчен был преподан учителем Гарабом Дордже в середине I тыс. до н.э.. Об этом учении говорили, что оно "выходит за пределы кармического закона причины и последствия". На протяжении столетий оно передавалось тайно. В Тибет дзогчен пришел вместе с Падмасамбхавой, который предложил Трисонг Дэцену послать в Уддияну тибетца по имени Вайрочана, чтобы тот получил напрямую все учения дзогчена; что и было сделано. Учение, переданное самим Падмасамбхавой, было записано и скрыто в тэрма так же, как и большинство его поучений. Эта часть текстов дзогчена получила название раздела Тайных Наставлений. Два других раздела дзогчена - раздел Природы Ума и раздел Изначального Пространства; они были принесены в Тибет Вайрочаной. В бурный ранний период перевода буддийских текстов в Тибете были переведены и дзогченские; однако в более поздний период их стали считать частью учения школы ньингмапа. Другая традиция передачи дзогчена шла через бон.

В современном мире дзогчен известен благодаря подвижнической деятельности Намхая Норбу Ринпоче, признанного перевоплощением Габанга Гамгьяла (1594-1651), основателя государства Бутан. Два дяди Намхая Норбу были великими мастерами дзогчена, носителями линии в традиции преемственности, прямо восходящей к Гарабу Дордже. Намхай Норбу родился в 1938 году близ Дердже в Восточном Тибете. Он получил прекрасное образование в буддийской философии и других науках, преподавал в Китае, а по возвращении в Тибет в 1956 году встретился с Чжангчуб Дордже, великим мастером дзогчена и открывателем тэрма, ведущим жизнь простого деревенского лекаря. Намхай Норбу прожил у Учителя несколько месяцев и получил прямую передачу состояния знания дзогчена, которое не могут вместить никакие слова.

В 1958 году Намхай Норбу отправился в Индию, чтобы расширить свои знания и посетить священные места. В это время произошла оккупация Тибета китайскими войсками, так что Учитель оказался навсегда отрезан от своей родины. В 1960 году крупнейший буддолог мира Джузеппе Туччи пригласил его в Италию для участия в исследованиях Института по изучению Дальнего и Среднего Востока в Риме. Так началась научная (в европейском понимании этого слова) и преподавательская деятельность Учителя в Европе, снискавшая ему мировую славу.

Намхаем Норбу написано несколько книг, посвященных происхождению тибетской культуры, традиции бон, тибетской астрологии и медицине, а также, разумеется, дзогчену. Учитель посетил с лекциями много стран, в их числе и Россию, проводя семинары и осуществляя передачу учения дзогчен.

Мы предлагаем вниманию читателей одну из его работ, в сильном сокращении.




Статьи