МЛАДШИЕ БОЖЕСТВА И ДУХИ

Буддийский пантеон ассимилировал множество божеств небуддийского происхождения, как индийских, так и местных. Почитание этих младших божеств играет немалую роль в культуре Тибета, Монголии и Бурятии; на картинах они обычно предстают в париваре богов.

 

(“Хранители четырех сторон света”) были нами уже упомянуты как три сына Вайшраваны. Вайшравана – царь якшей, страж севера, изображается желтотелым с мангустой и знаменем; Вирупакша – царь нагов, страж запада, изображается краснотелым, его атрибуты – ступа и змея; Дхритараштра – царь гандхарвов, страж востока, белотелый, с лютней в руках; Вирудхака – царь кумбхандов (разновидность горных духов), страж юга, синетелый, с мечом в руках.

Одну легенду об их происхождении мы уже знаем. В ранних текстах Будда рассказывает другую легенду. Это древнеиндийский миф о вражде двух царей нагов и двух орлов-Гаруд, которая была кровопролитной, но прекратилась, когда все четверо стали учениками Будды, и он поставил Гаруд охранять север и запад мира, нагов – юг и восток.

Орел Гаруда выступает и как одно из младших божеств, и как самостоятельный бог. Его почитание в буддизме обусловлено тем, какую роль играл этот орел в индуизме (вахана бога Вишну) и добуддийских верованиях Тибета (тотем клана Бья, откуда произошла царская династия). Индийский Гаруда – враг змей, а поскольку в буддизме змея – символ злости и других пороков, то Гаруда становится воплощением духовных сил, преодолевающих эти пороки. Взлетающий Гаруда символизирует человеческий разум, стремящийся к Просветлению. Именно поэтому он изображается в верху тронов будд.

Как мы видели на протяжении нашего изучения мифологии и иконографии тибетского буддизма, наги занимают двойственное положение, что соответствует амбивалентности змея в мировой мифологии: он выступает то как воплощение сил зла и смерти, то как податель сокровищ и защитник. Поэтому на троне Будды рядом с Гарудой – врагом нагов – находятся две девушки нагини, у которых змеиные хвосты и змеи в прическе.

В число личных духов-покровителей входят пять Лха – пять личных защитников человека, живущие внутри его тела в течение всей жизни. Их состав таков: Шанг-лха обитает подмышкой слева, Юл-лха – на макушке, Гра-лха – на правом плече, Сронг-лха – в сердце, Пхо-лха – подмышкой справа.

На картинах в центре находится Шанг-лха. Он едет на оленихе без седла. В его правой руке стрела с орлиным пером, украшенная зеркальцем и лентами; в его левой руке золотое зеркало. Согласно садхане, его прическа должна быть украшена полумесяцем и раковиной. Розовые облака за его спиной символизируют сочетание стихий огня и ветра. Шанг-лха защищает от бедности и воплощается как летучая мышь.

Юл-лха едет в золотых доспехах, посылает стрелу к солнцу. На его груди зеркало. Он защитник родного места человека и воплощается как множество друзей. Юл-лха исполняет желания, приносит успех, здоровье, счастье, мир в семье и обеспечивает благополучие во время поездок.

Гра-лха держит копье со знаменем и лассо. Он защищает от врагов и судебных исков и воплощается или как гуру, или как ястреб, волк или дикий як. Гра-лха заботится, чтобы дела шли хорошо, сохраняет здоровье, оберегает от дурной молвы.

Сронг-лха едет на черном коне, он облачен в доспехи с зеркалом на груди. В его правой руке копье со знаменем, левой он держит поводья. Он защитник жизни, охраняющий человека при рождении. Его особо почитают при праздновании дня рождения. Он оберегает от безвременной смерти, от прекращения рода, дает долголетие и счастливую жизнь.

Пхо-лха держит в правой руке золотое блюдо с драгоценностями. Он защитник отцовской линии семьи и воплощается как любой мужчина – родственник отца. Он защищает от всех телесных недугов и душевных страданий; он разрушает препятствия на пути к успеху.

Локапалы




Статьи