БОДХИСАТТВЫ

В тибетском буддизме особо почитаемая группа группы восьми бодхисаттв. Их атрибуты непостоянны, что очень затрудняет идентификацию. В сборнике “300 бурханов” эти бодхисаттвы изображены следующим образом:

№ 146 Ваджрапани с ваджрой и колокольчиком,

№ 145 Манджушри с мечом и книгой на лотосе,

№ 147 Авалокитешвара с лотосом, правая рука в варада мудре,

№ 149 Вишкамбхин с солнцем на лотосе, левая рука в непонятной мудре,

№ 148 Кшитигарбха с чинтамани, левая рука в варада мудре,

№ 150 Акашагарбха с солнцем на лотосе, левая рука в варада мудре,

№ 152 Самантабхадра с ваджрой и лотосом,

№ 151 Майтрейя с лотосом, левая рука в абхая мудре.

Обращает на себя внимание, что лишь Манджушри сидит в позе лотоса.

На тханках бодхисаттвы облачены в одежды раджакумары, индийского принца, украшенные золотым орнаментом. Нижняя часть их тела обернута тканью, называемой паридхана, прототипом современного индийского дхоти. С их плеч ниспадает уттарья - покрывало из прозрачной вышитой ткани. Они носят брахманский шнур, который спускается с левого плеча и служит для того, чтобы отличать их от женских божеств, носящих такие же одежды, как бодхисаттвы, однако это отличие часто не соблюдается. На их голове диадема. На их руках браслеты. Тяжелые золотые ожерелья спускаются с плеч.

Особое место среди бодхисаттв занимает бог долгой жизни Амитаюс ("Бесконечная жизнь", ипостась дхьяни-будды Амитабхи), образующий вместе с богинями Ушнишавиджаей и Белой Тарой триаду богов долголетия.

Амитаюс принадлежит к Йога-тантре, изображается в одеждах бодхисаттвы, сидящим в медитации, держа в руках сосуд с эликсиром бессмертия, из которого растет дерево ашока, считающееся деревом жизни. Снизки шариков, которые украшают сосуд, – это изображение пришедших из даосизма магических пилюль бессмертия.

Ритуалы, связанные с Амитаюсом, возникли еще в индийском буддизме. Согласно одному из преданий, его культ был принесен в Тибет Падмасамбхавой, который спрятал содержащий описание практики этого бога манускрипт в пещере, где его обнаружил в XIV веке махасиддха Тангтонг Гьялпо, который прожил 125 лет и получил наставление в видении, посланном Падмасамбхавой. Другие ученые-ламы возводят возникновение и преподавание учения Амитаюса к Атише.

Следует отметить, что стремление к долголетию не противоречит основе основ буддизма – непривязанности к жизни, поскольку из шести форм бытия (боги, асуры, люди, животные, голодные духи – преты, мученики адов) только воплощение в человеческом теле дает сущности возможность приближаться к Просветлению. Жизнь человека достаточно длинна, чтобы можно было успеть сделать многое на пути духовного роста, но достаточно коротка, чтобы бездействие на этом пути не оказалось роковым. Боги и асуры (старшие братья богов, аналог греческих титанов) живут многие тысячелетия в наслаждении, они не ведают страданий и не думают о необходимости спасения; жизнь трех низших форм бытия состоит только из страдания, в то время как в человеческой жизни страдание достаточно велико, чтобы задуматься об Учении, но не чрезмерно. Рождение в теле человека – величайшее благо, которым надлежит активно пользоваться.

В практике тибетского и центральноазиатского буддизма одно из важных мест занимает “церемония получения долгой жизни”. В начале ХХ века она проводилась в монастырях еженедельно. Проводящие ее монахи были людьми чистой морали, воздерживающимися от вина и мяса.

Церемония была долгой и сложной, и мы здесь отметим лишь ряд ее моментов, отсылая интересующихся к полному описанию.

После подношений статуе Амитаюса лама соединяет свою грудь с его грудью ваджрой, тем самым соединяя их духовные сущности. Он взывает: “О Амитаюс, царствующий в пяти храмах сияния! О владыки четырех сторон света, зенита и надира! И особенно вы, будды и бодхисаттвы, молю вас всех: благословите меня и исполните мою просьбу, даруя мне дух бесконечной жизни и смирения на обиды. Прошу вас послать дар жизни вечной и сойти ко мне. Я молю вашего благословения, о будды трех времен (Дипанкара, Шакьямуни, Майтрейя)”.

В результате обряда вода в ритуальной чаше превращается в напиток бессмертия амриту. Хор монахов поет: “Да будет жизнь постоянна, как адамант, победоносна, как знамя царя, да будет она тверда и сильна, как орел, и длится вечно. Да буду я благословен даром жизни вечной и да исполнятся желания мои”.

Лама, ведущий обряд, становится воплощением Амитаюса, он раздает воду-амриту и “пилюли жизни” собравшимся и произносит: “Жизнь, которую вы теперь получаете, так же верна, как ваджра. Примите ее с благоговением. Поклоняйтесь Амитаюсу, богу бесконечной жизни, главе правителей мира. Да придет слава его и добродетель и всяческое счастье!”




Статьи