БЕРНАРЕССКАЯ ПРОПОВЕДЬ

Обычно называется провозглашением "четырех благородных истин" (siryasalya), в сжатом виде выражающих суть буддизма. Первая "благородная истина" гласит: "Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение - страдание; расстройство здоровья - страдание; болезнь- страдание; смерть - страдание; присутствие того, кого мы ненавидим,- страдание; отделение от того, кого мы любим,- страдание. Короче, пяти-членная привязанность к существованию - страдание".

Абсолютизация страдания является исходным пунктом учения буддизма о спасении и главным аргументом, "доказывающим" необходимость спасения. В отличие от брахманизма, который считал, что счастье, радость, богатство, благополучие в данной жизни являются наградой за благочестие и выполнение культовых требований варны, буддизм категорически утверждал, что всякая жизнь - зло, страдание. С позиций буддизма перспективы на грядущее спасение у бедняка даже лучше, чем у богатого или стоящего у власти, поскольку благоденствующие субъективно не ощущают зла жизни так, как бедняки, и поэтому им труднее стремиться к спасению.

"Вторая благородная истина", возлагающая ответственность за страдания-перерождения на жизненные привязанности человека, логически подводит к выводу о возможности преодоления страданий и к пути, ведущему к преодолению, т.е. к третьей и четвертой "благородным истинам". Мы помним, что причиной страданий является жажда жизни, в свою очередь порожденная "невежеством" ("авидья").

Выход из "невежества" и жажды жизни указывает "третья благородная истина". "Вот, о монахи, благородна истина прекращения страдания: (оно прекращается) полным прекращением этой жажды (tanha), прекращением, которое состоит в отсутствии всякого сильного чувства, с полным отказом от этой жажды, с уходом от нее, с освобождением от нее, с уничтожением желания".

Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам. "Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного - именно его сокрушает Мара, как вихрь бессильное дерево."

О "просветленном" "Дхаммапада" говорит: "Он не находит удовлетворения даже в небесных удовольствиях. Полностью просветленный ученик радуется только уничтожению желаний".

Единственным путем к спасению объявляется "благородный срединный восьмеричный путь", излагаемый в "четвертой благородной истине". Путь этот состоит из "праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного действия, праведной жизни, праведного усилия, праведного созерцания (или памяти), праведного самоуглубления (или размышления)".




Статьи