Архитектура и первые пещерные храмы

Большая часть наших знаний о ранней архитектуре получена опосредованно - благодаря зданиям, запечатленным на рельефах, таких как в Бхархуте и Санчи. Но наиболее впечатляющие примеры раннебуддийской архитектуры, однако, сохранились среди пещерных святилищ Западной Индии, большей частью в районах к югу и к востоку от Бомбея. Эта техника получила преимущественное развитие в районах, где вздымающиеся горные плато резко обрываются, создавая ступенчатые стены из твердого камня протяженностью в несколько сотен километров, вдоль западной стороны материка. Торговые пути, соединяющие города Индии, способствовали появлению многих святилищ, так как священнослужители поддерживали путешественников и караваны, что привело также к устройству аналогичных пещерных храмов вдоль торговых путей Центральной Азии. Как правило, эти святилища строились довольно близко от караванных путей, чтобы привлекать пожертвования, и вместе с тем на достаточном расстоянии от городских центров, чтобы создать условия для жизни монахов.

Несмотря на преданность традиционной деревянной конструкции в ранних буддийских постройках, эти колоссальные выдолбленные пещеры были в большей степени произведением скульпторов и инженеров, чем архитекторов. Самые ранние, около 100 года до н. э., в Кондивте и Бхадже, были уже гораздо масштабнее, чем их предшественники - пещеры Ашоки в провинции Бихар. Об имитации деревянных конструкций свидетельствуют не только фасады этих пещер с резными колоннами и балками - внутри эта взаимосвязь с деревянной архитектурой была расширена: от подражания до включения в композицию вставок из дерева. Эти деревянные балки все еще заметны - через две тысячи лет можно увидеть их фрагменты, с трудом вставленные между резными каменными нервюрами свода для создания своего рода зрительного обмана как подражание деревянной конструкции. В соответствии с их монастырским происхождением, пещеры в скалах также соотносились с основными типами буддийских построек. Самое большое число пещер - в части, где размещались монахи, - квадратный зал для общего собрания (вихара), куда выходили отдельные кельи; большего размера чайтья - место для коллективной молитвы. Интерьер чайтьи, такой как в Карли, состоит из закругленной стены, своего рода апсиды, имитирующей цилиндрический свод потолка, и фланкирующих рядов колонн. И хотя другие структуры были добавлены для хранения дополнительных образов или для специальных нужд, чтобы поддержать повседневную жизнь общины, эти два типа построек остались основными для буддийского сообщества. Третья важнейшая структура - ступа - была передвинута внутрь молельни-чайтьи, узкое пространство оставлено для совершения ритуального обхода. Ступы в ранних пещерах, таких как в Аджанте, очень близки ступам в Санчи или Бхархуте: простые, монолитные формы без всяких дополнительных изображений. Однако ко времени династии Гуптов (с IV по VII век) тяготение к более отвлеченным образам Будды сказалось и на композиции ступы: нижняя ее часть была отдана небесному Будде, и, таким образом, формально разделенные идеи ступы и Будды слились воедино. В архитектуре Гандхары редко встречаются пещерные храмы, и она отличается по стилю от других построек Кушанской империи.




Статьи